Сайт мастера производственного обучения          Борисовой Ольги Вячеславовны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 180
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
сайту уже...

Формирование творческого профессионального мышления на уроках производственного обучения

Российская Федерация

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №118 МО

 

 

 

Методическое сообщение

По теме: «Формирование творческого профессионального мышления на уроках производственного обучения».

 

 

Подготовила мастер производственного обучения Борисова О.В.

 

 

 

 

Формирование творческого профессионального мышления связано с мыслительной деятельностью, характерной для творчества, и в то же время с особенностями профессии. Из анализа самих понятий «творчество» и «мышление» и как отмечала Л.Н. Сибирская,  следует, что творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений для деятельности, а мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Творчеству присущи нестереотипность мышления, единство творческих и практических компонентов знаний, взаимосвязь предметно-профессиональных и образных представлений.

Поскольку творческое профессиональное мышление будет проявляться в умении решать нестандартные проблемы, новизне, уникальности и оригинальности в деятельности, то для формирования необходимо развивать способности через развитие мышления.

Формами мышления как такового являются: понятие, суждение, умозаключение; операциями - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.

Что же касается непосредственно профессиональной деятельности, то в ее основе лежат знания, умения, навыки и опыт, умение и готовность применять знания на практике.

Следовательно, для формирования творческого профессионального мышления на уроках производственного обучения необходимо:

- овладение системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии, базирующееся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности;

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать;

- развитие нестереотипности мышления;

- умение применять знания на практике.

Для профессионального мышления весьма важным являются правильность восприятия информации и деятельность памяти.

Для развития памяти в процессе обучения необходима рациональная организация мыслительной деятельности на каждом из условно выделенных этапов.

Чтобы лучше воспринимать информацию, концентрировать внимание, запечатлевать, повторять, забывать и припоминать существуют определенные приемы. Здесь необходимо использовать эти приемы с учетом дифференцированного подхода к группе и индивидуальных особенностей учащихся.

Развитие способностей учащихся начинается с развития восприятия. Известно, что эффективность восприятия органами чувств находится в следующих пределах:

- зрение-83%;

- слух-11%;

- обоняние-3,5%;

- осязание-1,5%;

- вкус-1%.

Не зря говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приведенные данные подтверждают, что информация воспринимается в основном визуально. Следовательно, наглядность на уроке очень важна, причем не только в визуальном представлении содержания учебного материала, но и в речевом изложении, эмоциональном воздействии и т.д.

Например:

При ознакомлении учащихся с правилами приемки молока и определении его качества они наглядно на производстве видят оборудование (весы), на котором взвешивают сырье, видят цвет молока, консистенцию, ощущают запах, пробуют на вкус. Пользуясь стандартом на заготовляемое сырье, делают соответствующие выводы о его качестве.

Непроизвольная информация воспринимается намного лучше, чем произвольная. Поэтому применяемые дидактические средства и методические приемы должны давать возможность максимально использовать в первую очередь непроизвольную память. Для этого необходимы нестандартность в предъявлении информации, занимательность, разнообразие деятельности учащихся, проявлении ими самостоятельности и творчества.

Для того, чтобы восприятие было эффективным требуется ориентация на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования в будущей профессиональной деятельности, это значит, что у мастера производственного обучения должны быть четко сформулированы ближние и дальние познавательные цели.

Так, проводимая экскурсия на базовое предприятие способствует тому, что учащиеся видят свою перспективу будущей работы, знакомятся с технологическими операциями производства молочных продуктов, используемым оборудованием, контроль за производством продукции, безопасными условиями труда, правилами санитарии и гигиены, учетом и отчетностью на предприятии.

Большую помощь окажет и использование опорного сигнала при изучении темы, так как учащиеся конкретно видят, что им надо уметь выполнять при изучении той или иной темы.

Концентрация как этап переработки информации предполагает сосредоточение внимания на изучаемом и выявлении наиболее значимых свойствах (характеристик).

Чтобы эффективнее запечатлеть информацию, надо актуализировать имеющиеся знания и сопоставить их с новыми.

Повторение-процесс, необходимый для закрепления информации в памяти. При повторении лучше всего организовать самостоятельную работу. В данном случае подспорьем может быть использована инструкционная карта по выполнению определенной работы.

Забывание- процесс уменьшения возможности воспроизведения известной ранее информации. Забывание зависит от степени значимости и осознанности воспринимаемой информации, ее объема и содержания, а также от включенности в деятельность субъекта. Забывание как произвольный процесс может быть необходим тогда, когда информация не потребуется длительное время.

Припоминание- умственное действие, связанное с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Невозможность припомнить учебный материал не всегда означает, что он забыт: забывается конкретная его форма, но не весь материал. Поэтому, иногда необходимо напомнить ключевые моменты информации, способствующие ее восстановлению.

Например:

Изучая технологические операции производства кисломолочных продуктов целесообразно восстановить знания по предмету «Микробиология» - какая микрофлора будет использована при выработке продукции, если температура заквашивания смеси 32-36 градусов или же 45-50?

В профессиональной деятельности рабочему необходимо владеть умениями на основе знаний комплексного характера, знаний, выступающих в синтезированном или трансформированном виде.

Поэтому в процессе обучения у учащихся надо формировать умение связывать и направлять в одно русло знания, полученные при изучении разных предметов, разных тем.

Наилучшим образом этому будут способствовать задания проблемно-производственного характера, для выполнения которых от учащихся требуется умение применять полученные знания на практике, в нетиповых ситуациях, в новых условиях.